Сопровождение учащихся с нарушением зрения
Цель исследования
Разработка системы комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения и сопутствующими отклонениями в состоянии психосоматического здоровья. Смотрите презентацию.
Смотрите видеоролик о классах охраны зрения
Задачи ОЭР
- Выявление организационно-педагогических условий для социальной адаптации детей с нарушением зрения и сопутствующими отклонениями в состоянии психосоматического здоровья.
- Разработка системы медицинской, тифлопедагогической, логопедической, психологической диагностики детей с нарушением зрения и сопутствующими отклонениями в состоянии психосоматического здоровья, позволяющей отслеживать тенденции их развития и социальной адаптации в начальной и основной школе.
- Организация на базе школы диагностико-консультационного центра района по проблемам обучения, коррекции и развития детей с нарушением зрения и сопутствующими отклонениями состояния здоровья для педагогов, психологов, логопедов и родителей.
- Внедрение в психолого- педагогическую практику района накопленного опыта работы специалистов центра с детьми избранного контингента посредством проведения на базе школы научно-практических мероприятий для всех заинтересованных участников педагогического процесса.
- Создание условий для профессионального роста педагогов школы, работающих в режиме эксперимента, стимулирование их инновационной деятельности при разработке, апробировании, внедрении в образовательный процесс технологий обучения, проектов, программ и пр.
ОЭР проводится с учащимися начальных и основных классов с функциональными и органическими нарушениями зрения по следующим категориям:
1 категория - дальнозоркость, дальнозоркий астигматизм с амблиопией и без нее;
2 категория - дальнозоркость и дальнозоркий астигматизм с амблиопией, расстройством бинокулярного зрения, содружественным косоглазием;
3 категория - близорукость, близорукий астигматизм, спазм аккомодации;
4 категория - заболевания периферического, проводникового и центрального отделов зрительной сенсорной системы; к ним относятся заболевания сетчатки, сосудистых оболочек глаза, зрительного нерва, глаукома, ретинопатия недоношенных и пр..
Средняя наполняемость класса - 10-15 человек.
Состав специалистов службы сопровождения школы:тифлопедагог: Малюгина Т.Е.; логопед: Руденко О.А.; психологи: Макарова И.А., Шрейдер И.С.; сестра-ортоптистка: Диденко Н.А.
Офтальмологическое и тифлопедагогическое направления работы в школе курируется С.Г. Генкиной, заведующей кабинетом тифлопедагогической диагностики, коррекции и консультирования ГОУ «ГМПМПК» и складывается из ряда последовательных мероприятий: офтальмологического осмотра детей с определением значимых функций зрения: остроты, поля зрения, цветоощущения и характера зрения; оформления и ведения в течение периода обучения индивидуальной медицинской карты с результатами мониторинга состояния зрения в начале, середине и конце каждого учебного года; составления медицинской карты класса ежегодно с указанием патологии, функции зрения, оптимальной оптической коррекции, ограничений и противопоказаний в учебном процессе; проведения лечебно-тренировочных занятий с использованием специальных компьютерных программ и плеоптических процедур; тифлопедагогического контроля за соблюдением правил гигиены зрительной работы и использования комплекса упражнений глазной гимнастики; мониторинга состояния зрительного восприятия детей в ходе коррекционно-развивающей работы. Тифлопедагогическое сопровождение проводится по следующим разделам: формирование и дифференциация сенсорных эталонов, развитие зрительно-моторной координации, активизация зрительно-целостных образов, расширение глубинного зрения и поля зрения, развитие зрительного восприятия сюжетной картины, коррекция предметных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. На занятиях используются разнообразные коррекционные технологии.
Психологическое сопровождение направлено на исследование индивидуально-личностных особенностей детей со зрительной патологией, а также на развитие и оптимизацию межличностных взаимоотношений в классе. На занятиях используются разнообразные технологии работы: арттерапия, психогимнастика, игровая и сказкотерапия. Особое внимание уделяется установлению положительного эмоционального климата на занятии.
Логопедическое сопровождение направлено на коррекцию дефектов звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, языковых операций, лексико-грамматического строя речи и связной речи. Коррекционно-развивающая работа логопеда была направлена на развитие ВПФ, участвующих в процессе письма. С учетом медицинских рекомендаций подача учебного материала в процессе коррекции письменной речи осуществляется в наглядно-образной форме, широко используется индивидуальный раздаточный материал. Занятия проводятся в игровой форме как профилактика развития состояния усталости и напряжения нервной системы.